Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка в возрасте 7-10 лет занимает особое место. Именно в этот возрастной период закладываются основы здорового образа жизни, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту.
Состояние здоровья детей младшего школьного возраста в настоящее время оценивается исследователями как неудовлетворительное. Отмечается, в частности, большие проценты случаев острых респираторных заболеваний, нарушение осанки, отставание в развитии отдельных физических качеств.
В связи с вышеизложенным, становится актуальной проблема поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания младших школьников. К числу таких средств физического воспитания относятся ритмические виды гимнастики, в которых общеразвивающие упражнения разной направленности удачно сочетаются с элементами танцев, образуя двигательную композицию, выполняемую под музыку. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений школьников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на двигательные качества.
Накопленный в практике опыт ритмических видов гимнастики на уроках физической культуры с младшими школьниками свидетельствует, что систематическое использование упражнений ритмики способствует развитию координации, гибкости, ловкости, силовых способностей, т.е. создает основу для разносторонней физической подготовки в этом возрасте. Применение средств ритмической гимнастики на уроках и внеурочных формах занятий физической культуры способствует повышению эффективности процесса физического воспитания младших школьников и формированию у них интереса к занятиям физической культурой.
В зависимости от направленности комплекса ритмической гимнастики и подбора соответствующих упражнений можно оказать как комплексное, так и целенаправленное воздействие на развитие всех двигательных способностей младших школьников.
Цели и задачи данной работы:
1) Определить музыкально-ритмического воспитания детей в системе физического воспитания.
2) Изучить задачи в системе музыкально-ритмического воспитания детей, их методы и определения.
3) Проанализировать применение средств музыкально-ритмического воспитания в школьных программах
Объект работы: система музыкально-ритмического воспитания
Предмет работы: методы, занятия и упражнения в музыкально-ритмическом воспитании детей.
структуре работа состоит из введения, трех глав с подзаголовками, выводов и практического применения занятий.
Глава 1. Теоретические основы музыкально-ритмического воспитания детей в системе физического воспитания
1.1 Характеристика музыкальной ритмики
Музыкально-ритмическое воспитание - это вид деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и спортивных движений, где основой служит ритм. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.[14 c-99]
Музыкальная ритмика характеризуется, следующими особенностями:
1) Хорошо дополняет и сочетается с общеразвивающими упражнениями.
2) Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.
3) Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4) Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5) Высокая динамичность и разнообразие движений.
6) Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.
7) Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.
8) Коллективный характер занятий.
9) Поточный способ выполнения упражнений.
1.2 Задачи музыкально-ритмического воспитания
Музыкально-ритмическое воспитание включает в себя: музыкальные подвижные игры, лечебно-профилактический танец, аэробику, игровой стретчинг, игроритмику, которая призвана научить различать сильную долю такта.
Музыкально-ритмическое воспитание для детей младшего школьного возраста решает как общие, так и частные задачи. К общим задачам относятся оздоровительные, образовательные и воспитательные, т.е. решение всех этих задач направленно на воспитание гармонично развитой личности. [19 c-138]Частные задачи это:
1) Укрепление здоровья.
2) Воспитание правильной осанки.
3) Профилактика заболеваний.
4) повышение работоспособности.
5) Развитие основных двигательных качеств.
6) Совершенствование чувства ритма.
Музыкально-ритмическое воспитание решает задачи и эстетического воспитания. Танцевальная направленность упражнений и использование музыки стимулируют развитие пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальности.
Упражнения отличаются огромным количеством разнообразных движений для детей. Это является для них новым и необычным, особенно на первых уроках. Но уже через некоторое время после регулярных занятий ребенок намного лучше улавливает ритм, темп, чувствует скорость и степень всех мышечных усилий.
Здесь многие упражнения сложные по координации, поэтому овладение ими невозможно без концентрации внимания и без запоминания их, так как эти психические процессы основаны на восприятии человека. Психологи различают восприятие пространства, времени и движения, и все эти формы можно наблюдать в музыкально-ритмическом воспитании.[8 c-82]
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
Разрабатывая методику занятий по ритмической гимнастике с младшими школьниками, нужно основываться на следующих педагогических принципах, определяющих содержание, задачи, методы и формы ее организации:
1) Принцип оздоровительной направленности, предусматривающий сохранение и укрепление здоровья детей данного возраста.
2) Принцип единства оздоровительных, образовательных и развивающих задач.
3) Развитие двигательных навыков и физических качеств, расширение и развитие двигательного опыта учащихся, повышение работоспособности детей, расширение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма.
4) Формирование навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, воспитание интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
5) Развитие жизненно важных двигательных навыков и умений.
6) Развитие психоэмоциональной сферы и воспитание чувства ритма.
7) Формирование эстетического восприятия.
Задачи исследования включают в себя также:
1) Особенности использования музыкального сопровождения на занятиях физической культурой в школе.
2) Формы использования музыки на занятиях физическим воспитанием учащихся.
2.2 Методы исследования
Методы исследования, следующие:
1) Анализ литературы по проблеме исследования
2) Педагогические наблюдения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - М.: Лань, 2017. - 240 c.
2. Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: Искусство, 2016. - 208 c.
3. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 477 c.
4. Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с английского И.П.Моничева, под ред. В.И.Столярова. – М.: Радуга, 2015. – 241с.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 2016. – 228с.
6. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика//Физическая культура в школе.- 1993.- №7.- С.48-49.
7. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 2018. – 175с.
8. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 2014. – С.153-177.
9. Борисова И. Танцуют все//Физкультура и спорт.-2003.-№5.-С.24-25.
10. Буренина А.И. Ритмическая мозайка: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2018.
11. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 2013. - 328 c.
12. Варшавская Р.А., Кудряшова П.Н. Игры под музыку. – М.: Просвещение, 2019.- 141с.
13. Веселый детский сад. - М.: Феникс, 2013. - 184 c.
14. Гальпер Р.Г. Образное мышление как фактор формирования двигательной культуры, выразительности, артистизма в технико-эстетических видах спорта.// Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб.науч.тр. // Под ред. В.Б.Коренберга/ Московский обл. гос. институт физической культуры. – Малаховка, 2010. – С. 143-150.
15. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 244 c.
16. Есаулов, Игорь Григорьевич Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник / Есаулов Игорь Григорьевич. - М.: Лань, 2018. - 650 c.
17. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. – М.: ФиС, 2011
18. Лопатина, А. 500 игр по темам в детском саду, школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ИДЛи, 2013. - 320 c.
19. Карпенко Л. А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике: матер. науч.- практ. конф., посвящ. 100-летию с д.р. Л.П. Орлова. – СПб: СПб ГАФК, 2011.
20. Колодницкий Г.А., кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
21. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе. – Ставрополь: СГУ, 2019. – 204с.
22. Лях В.И. Координационные способности школьников//Теория и практика физической культуры. - 2010 - №1.- С.24.
23. Одинцова, И.В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, 2018. - 702 c.